Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Эксперт: Состояние большинства украинских НПЗ не позволяет им конкурировать ни по цене, ни по качеству

2 августа 2013, 07:10 0

При нынешнем уровне цен на сырую нефть и ужесточении экологических требований к моторному топливу уровень технологического оснащения большинства украинских НПЗ не позволяет им конкурировать с высокотехнологичными и глубоко модернизированными НПЗ Европы и Беларуси ни по ценовым параметрам, ни по качеству. Об этом в интервью Inpress.ua рассказал эксперт по нефтяному рынку Леонид Косянчук. Более подробно о ситуации на украинском рынке нефтепродуктов читайте интервью «Украинским АЗС выгодно продавать фальсификат, но делают это не все».

«Именно поэтому почти все НПЗ Украины сегодня вынуждены простаивать, так как их нынешние владельцы категорически не желают вкладывать сотни миллионов долларов в модернизацию собственных предприятий, приобретенных в свое время у государства по цене металлолома», — подчеркнул Леонид Косянчук.

Отметим, что 1 августа Кабмин принял решение о переходе на топливные стандарты Евро-3, Евро-4, Евро-5. Отвечая на вопрос о том, не повлияет ли такое решение правительства, в частности, на работу Шебелинского газоперерабатывающего завода, министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий сказал: «Он, во-первых, не будет останавливаться, а во-вторых, мы прилагаем усилия, чтобы наладить там выпуск Евро-3 и Евро-4».

Отметим, что Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины в начале следующей недели определится с вопросом продления стандарта качества автобензина, соответствующего требованиям Евро-3.

Как ранее сообщал Inpress.ua, отказ продлевать стандарт бензина Евро-3, хотя еще месяц назад дело обстояло иначе, вызвал недоумение среди экспертов. Продление действия старых ГОСТов на бензин касается напрямую работы Шебелинского ГПЗ. При этом эти стандарты, в принципе, должны были быть отменены давным-давно, но лоббизм местных производителей приводил к тому, что стандарты продлевались. В целом времени для перехода на стандарты Евро-4 и Евро-5 у украинских НПЗ было более чем предостаточно. Сейчас при самых лучших раскладах необходимо 2-3 года, чтобы произвести модернизацию НПЗ. Напомним, что министр энергетики Эдуард Ставицкий передумал продлевать старый стандарт бензина Евро-3, хотя еще месяц назад говорил обратное.

16 июля он направил письмо к вице-премьеру Юрию Бойко, в котором просит поручить Минэкономразвития обеспечить продление до 1 июля 2014 года стандарта Евро-3 только по дизельному топливу. О бензине в письме речь не идет.

Необходимость продления старого стандарта на дизтопливо Минэнерго объясняло тем, что около 10-20% украинского потребления обеспечивается за счет поставок через трубопроводную систему российского «Транснефтепродукта», которая заполнена топливом Евро-3. Оно используется для потребностей сельхозпроизводителей, а также «Укрзализныци».

В письме отмечается, что действие старых стандартов качества нефтепродуктов уже неоднократно продлевалось, но государственный Шебелинский ГПЗ, а также Надворнянский НПЗ и Дрогобычский НПЗ (контролируются группой «Приват»), неспособные производить более качественное топливо, так и не воспользовались отсрочками для модернизации.

По словам эксперта по энергетическим вопросам Валентина Землянского, эти стандарты, в принципе, должны были быть отменены давным-давно. «Речь об этом шла, если я не ошибаюсь, года где-то с 2008-го. Но постоянно лоббизм местных производителей приводил к тому, что стандарты продлевались, то есть нежелание вкладывать деньги в модернизацию приводило к тому, что эти стандарты продлевались. И вот было предложение последнее о том, чтобы продлить их вообще до 2016 года, хотя все прекрасно понимали, что морально они уже устарели. И в принципе, они могли распространяться исключительно на сельскохозяйственную технику, на военную технику, которые действительно работают еще на высокооктановых, бензине и, собственно говоря, солярке. Вот это — да. А основная категория потребителей перешла по большому счету на стандарты Евро-4 и Евро-5», — говорит эксперт.

Относительно возможностей перевода украинских НПЗ на новые стандарты эксперт отмечает, что это программа не одного года, порядка двух-трех лет необходимо для того, чтобы произвести модернизацию.

«Это процесс производственный, то есть в любом случае, чтобы что-то заработало, надо что-то построить. Времени было более чем достаточно. Хотя, в принципе, тот же Лисичанский НПЗ — он уже выпускал продукцию Евро-4, насколько я знаю. Заправки того же Shell-а — они реализовывали продукцию Лисичанского завода, которая шла уже как бы на уровне высокого стандарта, ГОСТа 2007 года. Тот же экс-собственник Одесского НПЗ „Лукойл“ заявлял о том, что часть мощностей была модернизирована. То есть вопрос в желании вложения денег в отечественную нефтепереработку. Если такого желания нет, причем у частных инвесторов, — потому что, по большому счету, в собственности государства, кроме Шебелинского ГПЗ, уже ничего не осталось, — то и говорить не о чем», — подчеркивает Валентин Землянский.

По словам эксперта, относительно прогнозов работы украинских НПЗ «есть заявления по Одесскому НПЗ; по Лисичанскому — непонятно, как там будут развиваться события, Кременчуг работал и до этого; в принципе, какие-то действия по модернизации проводились».

«Но для того, чтобы ситуация изменилась, скажем, в ближайшие пару лет, я оснований не вижу. До тех пор, пока не будут вкладываться дальнейшие средства в модернизацию НПЗ. Поэтому я думаю, что в ближайшие год-два мы еще будем импортозависимой страной. При условии того, скажем, что частный капитал пойдет на инвестирование в модернизацию», — резюмирует Валентин Землянский.

Напомним, стандарты Евро-2 и Евро-3 были действительны до 1 июля 2013 года. Топливо более высокого качества способны производить только три украинских предприятия — Кременчугский НПЗ, который контролируется «Приватом», Лисичанский завод, принадлежащий «Роснефти», а также Одесский, который приобретен группой ВЕТЭК.

Европа отказалась от Евро-3 еще в середине нулевых годов. Топливный стандарт регулирует содержание вредных веществ в автомобильных выхлопах. Чем выше номер стандарта, тем он жестче.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях