«Главные причины падения экономики – потеря Крыма и военное противостояние на Востоке страны»
Вопрос: Ярослав Анатольевич, как бы вы прокомментировали последние прогнозы Всемирного банка относительно экономики Украины (падение ВВП в 2014 – 5%, рост ВВП в 2015 – 2,5%).
Ответ: Если мы посмотрим на консенсус-прогноз, который на прошлой неделе опубликовало Министерство экономики, ты мы увидим, что падение экономик в этом году эксперты прогнозируют на уровне 4,6%. Таким образом, наши эксперты также довольно пессимистичны.
Вопрос: В чем причина такого пессимизма?
Ответ: Первая причина – это негативные последствия от аннексии Крыма Россией. Фактически, это потеря того продукта, который производился в Крыму, а это приблизительно 1,8 процентного пункта.
Второе – это те проблемы, которые сегодня вызваны продолжением военного противостояния на Востоке Украины. Это уже привело к торможению производства и даже приостановке некоторых предприятий в этих регионах, что уже само по себе негативно влияет на динамику экономики. Кроме того, это общие риски, связанные с возможности международного сотрудничества Украины, привлечения инвестиций и прочее.
Это главные проблемы. Остальные факторы имеют скорее позитивно влиять на ситуацию.
Вопрос: Какие именно?
Ответ: В мире наблюдается оживление. Кроме того Украина подписала политическую часть Соглашения об ассоциации и рассчитывает решить вопрос с экономической частью, что тоже должно привнести свой позитив. Избрание нового президента, причем, избрание достаточно показательное – это тоже стабилизирующий фактор.
Вопрос: Вы затронули тему Соглашения ЕС. Скажите, если экономическая часть все-таки будет подписана каким будет эффект от него в краткой и среднесрочной перспективе?
Ответ: Сложно сейчас говорить о каких-то конкретных цифрах. В докризисный период расчеты были достаточно разнообразные. Сегодня ситуация изменилась. Украина уже не та, и экономика ее уже не та, и мир меняется. О чем можно сейчас говорить, так это о том, что в краткосрочной перспективе Соглашение с ЕС даст позитивный эффект, поскольку это (подписание экономической части Соглашения) открывает доступ украинской продукции на европейские рынки и способствует привлечению инвестиций в страну.
В среднесрочной же перспективе будет расти конкуренция на внутреннем рынке, что будет тормозить развитие отечественных производителей. Тут уже многое будет зависеть от того, насколько удастся адаптироваться под эти конкретные нагрузки.
Вопрос: Насколько велика вероятность в случае экономического сближения с ЕС утраты российских рынков? Каковы последствия?
«Значительную часть российских рынков мы утратили еще в прошлом году, когда РФ осознанно вытесняла Украину»
Ответ: Значительную часть российских рынков мы утратили еще в прошлом году, когда РФ осознанно вытесняла Украину со многих рынков. Я не исключаю, а заявления высокопоставленных российских чиновников подтверждает такой прогноз, что в случае подписания Украиной экономической части Соглашения об ассоциации, Россия сделает все, чтобы отменить режим свободной торговли между Украиной и РФ. Скорее всего, это даже будет делаться в масштабах СНГ или, по крайней мере, Таможенного союза. Такие шаги, конечно же, снизят конкурентоспособность украинских товаров на российских рынках.
В 2013 году в структуре экспорта украинской продукции РФ занимала, порядка, 23-25%. Приблизительно можно говорить о том, что где-то половину этого мы можем потерять. Но это все очень приблизительно. В РФ есть такие рынки, которые заинтересованы в украинской продукции даже при таких условиях.
Вопрос: С подписанием экономической части Соглашения, будет ли открываться альтернатива российским рынкам?
Ответ: По определенным параметрам да. Нужно понимать, что прямое влияние будет достаточно слабо. Почему? Потому что структура нашего экспорта в РФ и ЕС очень разнится. На российском направлении мы теряем рынки для продукции с большим уровнем добавленной стоимости – это и машиностроение, и продукция пищевой промышленности.Понятно, что в Европу с этими товарами будет тяжело сразу войти из-за проблем со стандартами, проблемами с сертификацией.
В тоже время, если мы говорим о подписании Соглашения об ассоциации, мы говорим, фактически, о том, что страна вводит у себя стандарты ведения экономической деятельности и экономического регулирования, которые отвечают европейским нормам. Сам этот факт будет способствовать продвижению украинской продукции на третьих рынках – это и Центральная и Восточная Азия, США и другие страны.
Но для того, чтобы удерживаться на рынке и дальше, в том числе на российском, необходима модернизация производства.
Снижение доли российского рынка – в прошлом году оно составило порядка 10% - связано не только с политическими мотивами, но еще и с тем, что РФ последовательно проводит, во-первых, политику по защите собственных производителей (вводит ограничения для импорта)
Второе, Россия последовательно вводит у себя технические регламенты Таможенного союза, которые порой даже более жесткие по сравнению с аналогичными стандартами ЕС. И без модернизации украинской промышленности, даже если представить, что никаких политических противостояний между нашими странами не будет, мы в разрезе двух-трех, в каких-то сферах пяти лет просто бы утратили свою конкурентоспособность.
Вопрос: Говоря о нашей промышленности. Сейчас много разговоров ведется о перевооружении армии. Насколько это может стать толчком для развития отечественного оборонного комплекса?
«Повышение военных расходов априори в большей степени играет тормозящую роль, а не стимулирующую»
Ответ: Рост военных расходов может стать позитивным фактором для экономики только в том случае, если большая часть этих расходов будет направляться на закупку продукции у отечественных производителей.
Причем речь идет как о непосредственно военной продукции: техника, вооружения, боеприпасы. Но и о сопровождающих вещах: продовольствие для армии, обмундирование и прочее.
В случае если выделенные средства по каким-либо причинам будут идти на внешние закупки, то понятно, то это будет давать только тормозящий эффект.
В настоящее время украинская экономика не является экономикой, которая нацелена на оборонку, а это означает, что повышение военных расходов априори в большей степени играет тормозящую роль, а не стимулирующую.
Но если перестроить политику относительно оборонно-промышленного сектора и активизировать именно его восстановление и развитие, а также размещение заказов на предприятиях ОПК, то эту ситуацию можно «переломить».
Вопрос: И последнее. По Вашему мнению, на каких секторах в перспективе должна основываться украинская экономика?
Ответ: Если говорить про сферу материального производства, то это агропромышленный сектор: агропроизводство, переработка сельхозпродукции и производство пищевой продукции, агрохимия и агромашиностроение. Это первый блок.
Второй блок – это энергетический сектор. Энергетическое машиностроения, связанное с необходимости снижения потребления энергии и энергетической зависимости.
Третье направление – это определенные высокотехнологические сегменты, связанные с использованием потенциала авиастроения, космического машиностроения и др. Тут также возможно частичное использование ОПК.
Это то, что касается материального производства.
Среди нематериального производства также есть ряд довольно перспективных сфер. В первую очередь, это туризм. Сейчас у нас возникли риски для безопасности, так что туристические потоки значительно уменьшаться, особенно потеря Крыма этому, к сожалению, способствует. Но в перспективе Украина является довольно привлекательной и довольно не исследованной страной. Так, что это направление – вполне перспективно.
Кроме этого – различные интеллектуальные производства: производство ПО, культурный продукт и прочее. В настоящее время это направление не слишком развито в Украине, но в будущем оно будет иметь очень хорошие перспективы.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.