В четверг, 20 июня, Сенат Польши принял заявление по поводу 70-летия Волынской трагедии, в котором трагические события 1943-го года названы «этнической чисткой с признаками геноцида». В заявлении Сената отмечается, что 9 февраля 1943 года нападением отрядов УПА на Волынское село Паросля началась грубая акция физического уничтожения поляков, которая проводилась бандеровской фракцией Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армией. В документе также сказано, что жертвами антипольской акции УПА стали около 100 тысяч поляков. Об украинско-польских отношениях, жертвах с обеих сторон и отношении к УПА в эксклюзивном комментарии информационно-аналитическому порталу Inpress.ua рассказал Алексей Гарань — политолог, профессор кафедры политологии НаУКМА.
«Я думаю, что, по большому счету, это не повлияет на украино-польские отношения. Если не будет каких-либо неадекватных со стороны или украинских, или польских радикалов, которые начнут где-то устраивать свои стычки и акции. Но я думаю, что до этого не дойдет. Касательно самой резолюции — для поляков это действительно грустное событие, годовщина — 70 лет. Есть общественное мнение в Польше. Есть мнение тех людей, чьи родственники, скажем, жили на территории Западной Украины и конкретнее — Волыни. И поляки, очевидно, на это реагируют. Поляки всегда реагируют на то, что связанно с их историей. У них тут позиция намного принципиальнее, чем у украинцев. Но если мы посмотрим на текст самой резолюции, то в сравнении с первоначальным текстом, то исчезло... в первоначальном тексте была формулировка „геноцид“ вообще. Сейчас они это смягчили, назвали это этнической чисткой с признаками геноцида. Этнические чистки с признаками геноцида были во время Второй мировой войны на территориях многих стран. Это в определенной степени смягчает. Кроме того, думаю, что это очень важно, исчезла формулировка о том, чтобы признать ОУН и УПА преступными организациями. Этой формулировки нет в тексте. Я могу добавить к этому, что даже украинское Министерство иностранных дел говорило, что, если будет это признание, то это может негативно сказаться на украино-польских отношениях, этого нет», — констатировал эксперт.
«В процессе этого в чистке были виновны как отдельные части, отдельные лидеры УПА, так и армии Краевой. Я думаю, что это нужно признать, более того, я думаю, что нужно отдать честь погибшим, нужно сказать, что мы учитываем уроки истории и двигаться дальше», — добавил Гарань.
Политолог отметил, что прошествии времени оба государства сгладили острый угол волынского вопроса совместной акцией в 2003 году, открыв памятник жертвам событий на Волыни, но разбираться и анализировать «дела давно минувших дней» должны историки.
«Поэтому, я думаю, что мы не должны драматизировать принятие резолюции, мы должны исходить из того, что поляки все-таки смягчили формулировку, учитывая позицию украинской стороны. А дальше — это дело историков. Историки должны изучать что произошло. И снова-таки наше с вами дело почтить память погибших. А погибшими были и поляки и украинцы. И этнические чистки были и с одной и с другой стороны. Кто убил больше, какова численность погибших, кто, скажем, начал — это уже дело историков. Это надо перенести на уровень историков, а не политиков», подчеркнул Гарань.
В контексте вышесказанного Алексей Гарань отметил, что нельзя однозначно прицепить ярлык преступников ни частям УПА, ни польской Армии Крайовой, поскольку и героев, и убийц хватало с обеих сторон.
«Мы не можем охарактеризовать как преступную организацию ни армию УПА, ни армию Краевую. И с той и с другой стороны были люди, которые убивали мирное население. Это факт. Но это не означает, что на основании этого мы должны перечеркивать нашу историю. Поляки уважают армию Краевую, мы должны уважать УПА», — подчеркнул политолог.
Как напоминает «Корреспондент», 11 апреля в Сейме Польши был зарегистрирован проект постановления о признании ОУН и УПА «преступными организациями, которые совершили геноцид польского населения восточных кресов в 1939-1947 годах».
Один из авторов проекта, депутат от Польской крестьянской партии Франчишек Стефанюк заявил, что партия инициировала принятие этого заявления по просьбе родственников погибших на территории современной Украины. По словам депутата, принятие настоящего документа не должно ухудшить польско-украинские отношения.
Министерство иностранных дел Украины заявило, что принятие Сеймом Польши заявления о признании ОУН-УПА преступной организацией не будет отвечать высокому уровню стратегического партнерства между двумя странами.
Более подробно о новых тенденциях национализма в Украине читайте в статье Валерия Зайцева «Нацизм в Украине — у нас это возможно!».
Комментарии
1ПОСТАНОВА (витяг)
М. Житомир 10.07.2011р
Помічник прокурора Житомирського району Житомирської області юрист 3 класу Кобернюк Сергій Володимирович, розглянувши матеріали перевірки за заявою Борківського В.В. з приводу вбивства 27.09.1937 року його дідуся Борковського Миколи Аристарховича, вчиненого за постановою Трійки УНКВД по Київській області від 11.09.1937 року на виконання наказу НКВС СРСР № 000477 від 30.07.1937 року виданого начальником НКВС СРСР Єжовим М.І. на виконання Рішення Політбюро ЦК ВКП(б) від 02.07.1937 року «Про антирадянських елементів», який, для втілення у життя, 31.07.1937 року був попередньо погоджений з членами Політбюро ЦК ВКП(б),-
Встановив:
«Борковський Микола Аристархович реабілітований посмертно.
Враховуючи те, що в ході проведеної перевірки встановлено, що в діях членів Політбюро ЦК ВКП(б) є ознаки злочину, але вони діяли на території РРФСР, то дія Кримінального кодексу УСРР 1927 року (ст..98 ч.2 – розстріл, В. Д-Б.) на них не розповсюджується.
Що ж до дій начальника Трояніського (Київська обл.. на той час) райвідділу НКВС Я.П. Аппеля, який сфабрикував звинувачення проти М.А. Борковського, начальника окрвідділу НКВС Шатова-Лівшіна Є.С., який затвердив сфальшований висновок, і заступника Київського облпрокурора Черкеза Я.А. та окрпрокурора Житомирського округу Орлова, які погодили сфальшований обвинувальний висновок, а також учасників засідання трійки УНКВС по Київській області, у складі голови трійки Шарова (Шавера) М.Д., та членів трійки секретаря Київського обкому УКП(б) Кудрявцева С.А., прокурора Київської області Єременка В.Д., які прийняли рішення про розстріл Борковського М.А., вбачаються ознаки злочинів, передбачених ст..ст. 97, 98, 103 КК УСРР 1927 року, оскільки їхні злочинні дії за часом охоплюються дією КК УСРР (за редакцією) 1927 року».
Борковського М.А. реабілітовано під грифом «секретно», тому я прожив життя як член роду ворогів радвлади і комуністів з витікаючи ми звідси наслідками для моєї долі.
Це - єдина справа з доведення замовного вбивства дворян та інших чесних людей, які ненавиділи комуністів і їхню владу. Поряд зі спадковим титулованим дворянином герба Лебідь Борковським М.А. та його рідним братом - вбито та зарито біля Старого єврейського кладовища у Житомирі, за політичним замовленням Політбюро ЦК ВКП(б) майже 20 тисяч людей різних національностей: українці - 8622, поляки - 6802, німці - 2577, євреї - 469, росіяни - 319, чехи - 176, білоруси - 101 та до 10 людей з інших національностей. Тут має бути, і буде, Меморіал Голокосту націй.
Я знайшов свідка в Житомирі, але не пишу її імені бо дозволу іще не отримав. Бабуся розповіла про свого батька, який був заарештованим за те, що до колгоспу цей козак вступати не хотів. Його тримали в житомирській тюрмі. А оскільки він був грамотним то займався отриманням передач для заарештованих і був свідком того, що кожного світанку з воріт тюрми виїздив віз, запряжений парою білих коней, які тягли віз з горою трупів розстріляних "ворогів народу" і відвозив на Смолянки до ям "біля жидівського цвинтаря". Тіла невинно убитих, які покояться біля старого єврейського кладовища, грузилися навхрест, щоб більше влазило і не розсипалися по дорозі.