Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Мифы Второй мировой: немецкие танки были быстрее советских

2 сентября 2013, 14:23 2

Вторая мировая война по сей день остается источником различных исторических и политических мифологем. К примеру, западные историки считают, что свою роль в победе над Германией сыграли действия англичан на севере Африки. При этом они упускают из виду общее соотношение гитлеровских дивизий на Восточном фронте и в Африке. Также в западной исторической науке остается популярной теория Виктора Суворова, согласно которой Сталин собирался 6 июля 1941 года начать войну против Германии. Однако надо понимать, что планы наступательных войн были тогда у всех участников будущего конфликта. Об этом пишет в статье «Украина и мир — мифология Третьей мировой» автор информационно-аналитического портала Inpress.ua Александр Аулин.

Как пишет Аулин, если разработка наступательных планов является показателем антигуманности правящих режимов, то почему тогда полководцы миролюбивой Финляндии планировали наступление в Карелии с опорой на линию Маннергейма? И маршал Рыдз-Смиглы готовился не только защищать территорию Польши, но и атаковать немецкую группировку в Восточной Пруссии.

«Небезынтересны и англо-французские планы бомбардировки Бакинских нефтепромыслов. Обычно их датируют 1940 г. Мотивация вполне ясна — не позволить в дальнейшем снабжать горючим войска Гитлера. Однако посол США во Франции уже в октябре 1939-го сообщал в Вашингтон о том, что «в Париже обсуждается возможность бомбардировки и разрушения Баку», — пишет Аулин.

Автор статьи напоминает, что к июню 1941-го более 80% немецких военнослужащих имели боевой опыт. Вся боевая техника, пехота и артиллерия механизированных и танковых соединений Германии могла передвигаться со средней скоростью 30 км/ч.

У советских Т-34 этот показатель составлял порядка 40 км/ч, КВ — 30 км/ч, Т-26 — 20 км/ч, советских артиллерийских тракторов — 5 км/ч. В немецкой армии образца 1941 г. было более 500 000 автомобилей. В РККА — 272 000 машин всех типов.

«Обычно критики РККА фокусируют внимание не только на ее общем превосходстве в танках. Их печалит наличие у Советского Союза средних (Т-34) и тяжелых (КВ) машин, напрочь отсутствующих у Германии. СССР, в самом деле, располагал тогда 969 Т-34 и 545 КВ. К тяжелым обычно добавляют и 59 многобашенных Т-35. Всего 1573 танка», — пишет Аулин.

«В свою очередь упускается из виду, что вермахтом у французов и англичан был захвачен 161 тяжелый танк и более 300 средних. Удивляет и кокетливое причисление к легким вполне сопоставимых по боевому применению с Т-34 немецких танков Pz. III и IV (соответственно 1573 и 609 штук). Забывают и о 447 штурмовых орудиях, обладавших мощной лобовой броней и вполне приличной 75 мм пушкой. Итого, 3100 против 1573», — резюмирует соотношение немецких и советских сил Александр Аулин.

Справка

T-34 — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, был основным танком РККА до первой половины 1944 годa, когда на смену ему пришел танк модификации Т-34-85. Самый массовый средний танк Второй мировой войны.

С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развернуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод №183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками

Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

КВ-1 (Клим Ворошилов) — советский тяжелый танк времен Второй мировой войны.

Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс. Выпускался с марта 1940 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне.

Танк начал проектироваться еще в конце 1938 года, когда стало окончательно понятно, что концепция многобашенного тяжелого танка, подобного Т-35, является тупиковой. Было очевидно, что наличие большого количества башен не является преимуществом. А гигантские размеры танка лишь утяжеляют его и не позволяют использовать достаточно толстую броню.

Для 1940 года серийный КВ-1 являлся подлинно новаторской конструкцией, воплотившей в себе самые передовые идеи того времени: индивидуальную торсионную подвеску, надежное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и одно мощное универсальное орудие в рамках классической компоновки. Классическая компоновка на серийном советском тяжелом танке была применена впервые, что позволило КВ-1 получить наиболее высокий уровень защищенности и большой модернизационный потенциал в рамках этой концепции по сравнению с предыдущей серийной моделью тяжелого танка Т-35

Однако танк был «сырым»: сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. И если в открытом бою КВ действительно не имел себе равных, то в условиях отступления многие КВ даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать. Чинить или эвакуировать их не было никакой возможности

КВ вызывал противоречивые оценки военных. Он не имел особых преимуществ перед Т-34. Танки были равны по огневой мощи, оба были малоуязвимы для противотанковой артиллерии. При этом Т-34 обладал лучшими динамическими характеристиками, был дешевле и проще в производстве, что немаловажно в военное время.

Более подробно о мифологии Второй мировой войны читайте в статье Владимира Нестерова «Уроки Великой Отечественной для современной Украины».

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях