Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Политический кризис по-французски, или Нелегкие будни Франсуа Олланда

4 сентября 2014, 11:06 0

По данным последних соцопросов, проведенных французским Институтом изучения общественного мнения, политику Франсуа Олланда одобряют лишь 17% французов.

Главное – экономика

Однако в соответствии с французской политической традицией президенты в отставку не уходят. Пример Шарля де Голля, добровольно покинувшего пост президента в апреле 1969 года, лишь подтверждает это правило. Козлами отпущения всегда становятся премьеры и министры правительства.

Так произошло и на этот раз. Манюэль Вальс, премьер-министр, проработавший на своем посту менее пяти месяцев, в прошлый понедельник объявил об отставке правительства. Поскольку отставка была немедленно принята президентом, она была согласована заранее. А в коммюнике на сайте президента, сообщается, что Франсуа Олланд поручил сформировать новое правительство снова Манюэлю Вальсу.

Следовательно, речь идет о серьезном обновлении состава правительства, а Вайсу и в дальнейшем придется исполнять роль «мальчика для битья», стараясь отвести волны общественного гнева от президента.

Главной причиной кризиса исполнительной власти Пятой республики стала резкая критика (и слева, и справа, и снизу) экономической политики, утвержденной Франсуа Олландом, «честь» проводить которую в жизнь выпала на долю Манюэля Вальса.

Поскольку фигура премьера остается прежней, вряд ли приходится говорить о серьезных подвижках в экономическом курсе. А вот некоторые министры-социалисты, которые на этом настаивали, свои места в правительстве потеряют.

И, в первую очередь, видный представитель левого крыла Социалистической партии и министр экономики Арно Монтебур. Не обращая внимания на партийную и должностную субординацию, Арно Монтебур, в нескольких интервью газете LeMondeпотребовал «смены экономического курса», который, как он считает, способен «привести к негативным последствиям», но никак не оздоровить французскую экономику.

О том же Монтебур заявил и на традиционном мероприятии социалистов – «празднике роз», который прошел 24 августа в департаменте Сона и Луара. По его мнению, следует смягчить «затягивание бюджетных поясов». И если уж снижать налоги, то для простых французов, что должно привести к росту потребления и, как результат, оживит национальную экономику.
Кроме того, министр позволил себе «от души» пройтись по Германии. Арно Монтебур заявил, что Ангела Меркель навязывает свою политику жесткой экономии остальным странам-членам Евросоюза.

С учетом «особых» отношений между Парижем и Берлином, от поддержания которых, собственно, и зависит дальнейшая судьба ЕС, столь откровенную критику Олланд и его ближайшее окружение сочли чрезмерной. В частности, накануне отставки кабинета министров Манюэль Вальс утверждал, что Арно Монтебур «перешел желтую линию».

Однако, принимая положение дел в экономике Франции, было бы правильнее сказать, что это Франсуа Олланд перешел «линию», только не «желтую», а «красную».

Провал «Пакта ответственности»

«Красная линия» президента Олланда – это полный провал провозглашенного в конце 2013 года «Пакта ответственности» - плана экономического развития на ближайшие три года. Предполагалось, что осуществление этого плана серьезно поправит экономическую ситуацию во Франции.

Государство намеревалось вплоть до 2017 года снизить уровень обязательных отчислений, которые предприятия вносят в социальные фонды, в частности в национальный фонд по поддержке семей, что высвободило бы для бизнеса минимум 30 млрд. евро. Помимо этого, намечались другие налоговые послабления, ряд мер по упрощению бюрократических процедур для частного бизнеса. Это, по убеждению президента, должно было уменьшить стоимость рабочей силы и, соответственно, повысить конкурентоспособность французских предприятий, а также увеличить спрос на рынке труда.

Олланд также объявил о дальнейших шагах по ограничению государственных расходов. Для этого намечалась «оптимизация» системы медицинского и социального страхования, планировалось сокращение бюрократического аппарата, не исключался пересмотр системы территориально-административного деления. Как говорил тогда президент, число регионов, их ныне 22 (еще 5 – т.н. «заморские территории»), «может измениться ради повышения их эффективности».
По замыслу творцов «Пакта ответственности», его осуществление должно было в ближайшие годы принести экономию в 50 млрд. евро, уменьшить тем самым дефицит госбюджета.

Однако, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Капитал, видя замедление в мировой экономике, решил повременить с новыми инвестициями (зачем наращивать и совершенствовать производство, если непонятно с рынками сбыта!?). Чиновники, учителя и медики решительно воспротивились «оптимизации». Что за ней обычно стоит, на примерах многих «оптимизаций» в Украине отлично известно и нашим гражданам. А на местах стал развиваться своеобразный «регионализм» - там все более громко слышатся разговоры о том, что «нельзя нарушать традиции» - нынешняя система регионов существует без особых изменений с 1919 года, а корни ее уходят аж в 1790 год.

Так или иначе, но «Пакт ответственности» с треском провалился. В течение последних 12 месяцев безработица выросла на 3,5% и превышает 10%, охватывая 3,4 млн. человек. А, если говорить о молодежи, положение значительно хуже: около 30% юношей и девушек не могут найти работу. Экономика как не росла, так и не растет. Запланированный французскими властями на 2014 год рост ВВП на уровне одного процента, судя по всему, окажется еще одной несбывшейся мечтой Франсуа Олланда.

Экономист Эрик Хайер из Французской обсерватории экономических исследований (OFCE), комментируя настоящую ситуацию, говорит: «Чтобы частный сектор начал создавать рабочие места, нужно обеспечить экономический рост на уровне выше 1%». Да оно и понятно: не будет же капитал действовать себе в убыток!

Просчеты в гуманитарной политике

К этому стоило бы добавить, что не пользуется популярностью и гуманитарная политика социалистов. Речь идет о традиционной для них «снисходительности», если можно так выразиться, в отношении инокультурных массивов (уже не вкраплений!) во французский социум. Нежелание мусульман интегрироваться в общество давно уже вызывает, мягко говоря, противоречивые чувства в остальных французов.

Наглядно показали это муниципальные выборы 30 марта этого года, на которых «Союз за народное движение» (правопреемникголлистского «Объединения в поддержку республики») в целом по стране набрал 46% голосов избирателей, тогда как социалисты – около 40,5%.

Рассуждения социалистов типа «Мы, французы, должны бороться за счастье и свободу каждого гражданина нашей великой многонациональной страны» оказались совершенно неуместны, когда речь идёт о конкретном управлении конкретным городком с небольшим населением. Мол, «У нас тут трубы не меняли со времён Людовика XVI и по улицам страшно ходить, а вы тут про какой-то планетарный мультикультурализм рассказываете».

А в конце мая на выборах в Европарламент и вовсе победил представляющий «новых правых» Национальный фронт во главе с неунывающей Марин Ле Пен, твердо верящей в свою политическую звезду. На втором месте оказался «Союз за народное движение», а социалисты пришли на финиш только третьими.

Что дальше?

Пользуясь провалами Франсуа Олланда и его команды, активизировались политические конкуренты. Исполняющий обязанности генерального секретаря правой партии «Союз за народное движения» Люк Шатель считает, что «левые у власти не в состоянии справиться с экономическими задачами, стоящими перед страной». «Сегодня у президента республики не осталось выбора: он должен произвести подлинные перемены в политике, четко заявив о политической линии правительства и, прежде всего, перейти от слов к делу», - утверждает видный правый политик.

Отставка кабинета Вальса «стала очередным свидетельством раскола в рядах большинства социалистов и неспособности премьер-министра и президента республики получить поддержку в собственном лагере сторонников». Так оценивает ситуацию лидер Национального фронта Марин Ле Пен.

По ее словам, сменяющие друг друга на протяжении многих лет правительства социалистов и правоцентристов, в сущности, проводят одинаково тупиковую политику. «В сложившихся условиях больше, чем когда-либо, нужно вернуть слово французам и распустить Национальное собрание, — заявила политик. — Власть в любом случае будет вынуждена это сделать, потеряв большинство в нижней палате».

Надо сказать, что к роспуску парламента призвали представители самых разных политических сил. Так, экс-министр бюджета страны, правый политик Эрик Верт выступил за досрочные парламентские выборы. За роспуск Нацсобрания выступил и его соратник по партии, известный своими пророссийскими взглядами депутат Тьерри Мариани.

Экс-премьер-министр Франсуа Фийон усомнился в «способности президента, каким бы ни было правительство, которое тот выберет, принимать независимые решения».

Представители крайне левых сил также высказались за «досрочное голосование», так как сейчас пришло время, чтобы «народ сказал, доверяет ли он» правительству. Не призывая к роспуску парламента, лидер Компартии Франции Пьер Лорен выступил за объединение «всех тех, кто отказывается от суицидальных целей» правительства Олланда.

Таким образом, на политическом горизонте Франции замаячили досрочные парламентские выборы. Коней могут сменить на переправе. Причем, новые политические кони, преимущественно, окажутся правыми.

Подобное во Франции уже случалось. С «правым» парламентом довелось работать «левому» президенту Франсуа Миттерану. «Левому» парламентуупорно противостоял «правый» президент Жак Ширак. Но и тот, и другой были личностями явно большего масштаба, чем серый и плохо узнаваемый Франсуа Олланд.

***

В таких условиях Францию, скорее всего, ожидает период политической нестабильности. А в такое время вряд ли возможны как серьезные решения в области экономики, так и вывод ее из кризиса. Хорошо знаем об этом на примере собственной страны.

P.S. Вечером, 26 августа, стал известен новый состав правительства. В нем, как и ожидалось, не обнаружилось «возмутителя спокойствия» Арно Монтебура. На его место пришел верный соратник главы государства и в прошлом советник Елисейского дворца Эммануэль Макрон. Свои посты сохранили и верные президенту министры иностранных дел Лоран Фабиус, обороны Жан-Ив Ле Дриан, внутренних дел Бернар Казнев, финансов Мишель Сапен, министерства экологии и энергетики Сеголен Руаяль и министерства юстиции Кристиан Тобира. Словом, все происходит, как и следовало того ожидать.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях