Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

«Шотландский путь» для Европы, или При чем здесь Украина

18 сентября 2014, 09:06 2

18 сентября пройдет референдум по отделению Шотландии от Соединенного Королевства

История вопроса

В 1707 году Англия и Шотландия были объединены в единое государство. Экономически Шотландия выиграла, поскольку ее предприниматели получили доступ на рынки, как в самой Англии, так и за ее пределами - во всех владениях Империи. Однако принесение в жертву политической независимости ради получения экономической выгоды большого энтузиазма в шотландском обществе не вызывало.

С тех пор появился вопрос о целесообразности вхождения Шотландии в состав Соединенного Королевства и о восстановлении независимости. Но на политическом уровне отделение стало открыто обсуждаться только с образованием Шотландской национальной партии (ШНП) в 1934 году. Поначалу речь шла о расширенной автономии в рамках единого государства.

Вопрос о независимости был принципиально поставлен только в 2007 году лидером ШНП Алексом Сэлмондом. Тогда его партия набрала наибольшее число голосов в парламенте Шотландии, а сам Сэлмонд занял пост первого министра. Однако выполнить предвыборное обещание ему не удалось. Партия хоть и получила мандатов больше всех – 47 из 129, но для формирования большинства были необходимы 65 мест.

В 2011 году на выборах ШНП получила уже 69 мандатов, после чего Сэлмонд смог вернуться к обсуждению вопроса независимости Шотландии. В мае того же года Сэлмонд заявил о намерении провести референдум по вопросу о независимости, а в марте 2013 года была названа дата его проведения – 18 сентября 2014 года.

Референдум исторически, идеологически и юридически подготовлен настолько грамотно, что Лондон не смог ничего противопоставить его проведению. Единственное, что оставалось сделать в этой ситуации британскому премьеру Дэвиду Кэмерону, так это призвать шотландцев проголосовать «против». «Жители Англии, Уэльса и Северной Ирландии хотят, чтобы Шотландия осталась в составе Великобритании», – сказал он в своём новогоднем обращении к нации, отметив, что «голосование может изменить страну навсегда, но вместе мы построим более сильное Соединённое Королевство для наших детей и внуков».

Расчеты шотландцев

Отзовётся ли в умах и сердцах шотландцев его призыв, станет известно спустя считанные дни. Избирателям предстоит ответить на единственный вопрос: должна ли Шотландия быть независимым государством? При этом предлагается валютой оставить британский фунт стерлингов, а главой государства – королеву Великобритании. Одновременно, предусматривается создание собственных вооружённых сил, вывоз с территории Шотландии ядерного оружия (т.е. база ядерных подводных лодок близ Глазго должна быть закрыта), повышение минимальной зарплаты, уменьшение налогов и др. Шотландцы также не намерены больше участвовать в «незаконных войнах» (Ирак, Афганистан и др.)

Шотландцы рассчитывают, что независимость принесет их родине экономическое процветание. Ведь край богат не только огромным выбором сортов виски, но и энергетическими ресурсами. Дело в том, что на шотландском шельфе сегодня добывается 90% всей британской нефти. В Эдинбурге считают, что оставайся все нефтяные доходы здесь, шотландцы могли бы жить лучше, чем англичане.

Алекс Сэлмонд говорит: «Посмотрите на другую сторону Северного моря. И вы увидите страну, в которой нефть и газ занимают гораздо большую долю в экономике, чем в Шотландии. Несмотря на волатильность такого вида экономики, Норвегия – это единственная страна в Европе, у которой нет дефицита бюджета. У нее есть фонд будущих поколений в размере более 300 миллиардов фунтов стерлингов».

Силен, конечно, и момент, основанный на чувствах. Вспомним Роберта Бернса: «Добро за шотландскую волю стоять, быть верным шотландскому флагу». Подъему национальных чувств очень способствовало празднование 700-летия битвы под Бэннокберном 23-24 июня 1314 года, в ходе которой шотландцы нанесли сокрушительное поражение англичанам. Шотландия была освобождена, а в 1328 году Англия была вынуждена признать ее независимость. Победа при Бэннокберне стала символом шотландского единения и борьбы за независимость и оказала громадное влияние на формирование шотландской нации.

По данным опроса, проведенного исследовательской компанией Yougov для газеты SundayTimes, 51% шотландцев выступают за независимость, 49% - против. Причем, всего месяц назад отрыв составлял 22% в пользу сторонников нынешнего порядка вещей.

Стольбыстрый рост сторонников независимости заставляет Лондон судорожно хвататься за последнюю «соломинку». Министр финансов Соединенного Королевства Джордж Осборн в эфире ВВС заявил: «В ближайшие несколько дней вы увидите план действий, предоставляющий больше полномочий Шотландии, - цитирует министра ИТАР-ТАСС. - В частности, больше свободы в сфере налогов и расходов, а также в распределении социального обеспечения».

Обещая «пряник», Осборн не забыл и о «кнуте»: «Люди не должны сомневаться насчет последствий выбора, одним из которых является то, что Шотландия как независимая страна не будет делить фунт с остальной частью Соединенного Королевства».

Если население проголосует за независимость, то она будет объявлена 24 марта 2016 года. До этого времени Эдинбург и Лондон должны будут договориться об условиях раздела Великобритании.

Независимость и ее последствия

Обретение Шотландией независимости чревато для Великобритании низведением ее на роль второстепенного государства, о чем прямо предупредил в TheWashingtonPost бывший генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон. Особенно беспокоит Робертсона то, что «ядерная база Британии расположена в Шотландии, и теперь сторонники выхода настаивают на ее переносе за пределы страны».

Кроме того, референдум, в случае успеха, может стать примером для многих регионов Европы, требующих расширения своих прав, – вплоть до независимости. Их не останавливает даже то, что, по нормам Евросоюза, в случае, если какая-то часть страны-члена ЕС становится независимой, она остаётся вне Союза. Шотландский путь может вызвать эффект домино по всей Европе.

С проблемой целостности могут столкнуться Испания, Италия, Бельгия и даже Германия. Испанская Каталония, являясь богатейшим регионом страны, требуетнезависимости. В апреле 2014 года лидеры сторонников независимости заявили, что, если Мадрид не согласится на проведение референдума, Каталония объявит о независимости в одностороннем порядке 23 апреля 2015 года – в день покровительствующего ей святого Георгия.

Еще больше проблем у Мадрида со Страной басков, где идея независимости вынашивается многие десятилетия. В апреле 2013 года регион объявил о планах проведения референдума, по итогам которого у басков должно появиться независимое от Мадрида правительство. Лидеры басков хотят создать союз баскских регионов Франции и Испании.

В Бельгии жители Фландрии требуют прекратить тратить их деньги на экономически слабую Валлонию. Ещё в октябре 2012 годафламандцы проголосовали за сторонников независимости. «Мы хотим дать фламандцам то правительство, которое они хотят, причём на всех уровнях. Вот почему я призываю премьер-министра Бельгии и других политиков-франкофонов осознать свою ответственность и вместе с нами готовиться к превращению страны в конфедерацию», - говорит лидер националистической партии Новый фламандский альянс Барт де Вейвер.

Бавария, самый богатый регион ФРГ, недовольнаполитикой финансового выравнивания, которую проводит Берлин. Баварцы ежегодно отсчитывают в федеральный бюджет более 7 млрд. евро на помощь дотационным землям. Хотя Мюнхен пока не ставит вопрос о независимости, но работа по созданию Государства Бавария уже ведется. Националисты пишут книги на тему «особого пути» Баварии в Германии. Новая книга видного баварского патриота Вилфрида Шарнагля называется «Бавария тоже может быть независимым государством». В этой книге утрата Баварией независимости в 1871 году расценивается как трагедия, отмечает Der Spiegel.

В Италии партия «Лига Севера» добивается федерализации и предоставления налоговых и других льгот областям Венето и Ломбардия. Северяне утверждают, что устали «кормить Рим». Весной 2014 года в области Венето был проведён интернет-референдум на предмет отношения к независимости.Из участвовавших в опросе более 2 млн. граждан, имеющих право голоса (73% избирателей области), за создание независимой Республики Венето проголосовали 89% респондентов. Провести интернет-референдум о выходе из состава Италии намерена также Сардиния.

Сепаратистские настроения в Европене исчерпываются приведенными здесь примерами. Важно то, что для всех движений за независимость референдум в Шотландии может стать «трубой, зовущей к бою». В результате изменится не только политическая карта Европы. Изменится и Евросоюз, ибо новые государственные образования в ЕС все равно принимать придется – уж больно велико их экономическое значение. Следовательно, количество субъектов Союза серьезно увеличится, что сделает его менее управляемым и мобильным. А в последнем крайне заинтересованы США, ведущие многолетнюю и упорную финансово-экономическую войну против Европы. Не поэтому ли в Вашингтоне столь настойчиво продвигают «Европу регионов» в противовес мощным и сильным национальным государствам?

***

В истории с европейским сепаратизмом крайне важно одно обстоятельство. В странах с очагами движений за федерализацию или независимость центральная власть чинит им всяческие препятствия. Однако власти не прибегают к подавлению силой оружия. Везде вместо «критики оружием» действует «оружие критики». Везде, но только не в Украине, власти которой, говоря о «европейском выборе», опыт Европы в такого рода делах так и не смогли перенять.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях