На днях Николай Азаров прямым текстом сказал, что Украина намерена отказаться в ближайшее время от российского газа из-за его высокой цены, обеспечив себя собственным и европейским топливом. Насколько реальна и достижима цель украинского правительства и когда можно ожидать достижения энергонезависимости? Об этом информационно-аналитический портал Inpress.ua расспросил экспертов в эксклюзивном интервью.
По мнению Михаила Гончара, директора энергетических программ Центра НОМОС, если есть цель, то достигнуть ее можно.
«Естественно, речь не идет о том, что это произойдет сегодня-завтра, но если цель ставится — под нее изыскиваются соответствующие возможности. Что имеется в виду? Первое: сокращение объемов закупок российского газа, проведение комплекса мероприятий по газосбережению — замена газа там, где можно, другими видами топлива. Второе, и очень важное, что сегодня делается, — через механизм реверсных поставок в Украину из Европы, где основной потенциал связан с открытием словацкого направления, которое, в принципе, технически поможет получать те же объемы газа, что мы получаем из России. Это все единый комплекс, и ничто не есть более приоритетным. Третье — это то, что касается наращивания собственной газодобычи», — заметил эксперт.
«Но речь не идет о том — Азаров этого тоже не сказал, — что отказ от российского газа произойдет, что называется, „в режиме онлайн“. На самом деле это все перспектива где-то 2025 года. „Онлайн“ может случиться только тогда, когда Россия прекратит транзит газа через Украину. Они уже пару лет грозят „Южным потоком“, мол, „вырубим“ Украину по транзиту. Это автоматически будет означать, что ноль транзита равно ноль импорта, потому что технически, если транзитного газа не будет, то импорта тоже не будет. Система перестанет работать — не будет давления в трубах, вот и все».
Как считает наш собеседник, последствия прекращения транзита газа в Украину для «Газпрома» станут печальными.
«Они не будут катастрофическими, но они будут печальными. Если мы посмотрим на то, кто является основными клиентами „Газпрома“, исходя из объемов закупок газа и той выручки, которую „Газпром“ получает от закупок газа, — то, собственно говоря, выходит, что мы дали „Газпрому“ выручку на 14 млрд долларов. Это сопоставимо с тем, что получает „Газпром“ из Германии. Поэтому провал в 14 млрд долларов, когда „Газпром“ грозится отключить нас по транзиту, будет ощутим. Мы же потеряем, если взять по возможному максимуму, порядка 2,5 млрд долларов за транзит. Поэтому естественно, что для „Газпрома“ потеря украинского рынка — это потеря, грубо говоря, четвертой части его денежных поступлений», — подытожил Гончар.
Ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко уверен, что в ближайшие 10 лет Украина не сможет полностью отказаться от российского газа.
«Это связано, в первую очередь, с энергоемкой экономикой и трудностью в получении альтернативных источников того же газа. Вы же знаете, что с Европой ограничены возможности поступления. И что касается строительства терминала — там тоже имеются проблемы. Поэтому Россия пока что будет оставаться одним из основных источников природного газа. Ну, а что касается возрастания собственной добычи, к примеру, нетрадиционных видов газа, то это действительно направление перспективное, но пока что неопределенное. Для того, чтобы оно получило развитие, в первую очередь необходимо, чтобы геологоразведка подтвердила прогнозы», — отметил эксперт.
Также Омельченко согласился с Гончаром, что Кремль ощутимо пострадает от претворения своих угроз по прекращению поставок газа в жизнь.
«Естественно, это будет чувствительно. Уже сейчас Россия ощущает серьезные потери. Потому что украинский рынок для „Газпрома“ — один из самых больших рынков сбыта в Европе. „Газпром“ получает на этом рынке наибольшую прибыль. По сравнению со всеми другими рынками. За счет высоких цен и за счет сравнительно небольшого транспортного плеча», — заявил наш собеседник.
Как сегодня уже сообщал Inpress.ua, в следующем году Украина закупит не больше 18 млрд куб. м газа, а также может законсервировать часть своей газотранспортной системы (ГТС) при прокачке менее 35-37 млрд куб. м газа в год. Об этом на форуме «Топливно-энергетический комплекс: Современность и будущее» заявил заместитель председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» Вадим Чупрун.
«Мы готовимся ко всем возможным вариантам. Самый пессимистический вариант — это если пойдет менее 35-37 млрд куб. м в год», — сказал он.
Также Чупрун добавил, что Украина не сможет отказаться от российского газа в ближайшие три-пять лет. «Даже если мы сможем реализовать все наши планы по собственной добыче газа, и используя сушу и шельф Черного и Азовского моря, плюс нетрадиционные источники, мы сможем только к 2015 г. выйти на уровень 70% обеспечения газа, а треть остается... Я думаю, что эти планы, которые у нас предполагаются по энергообеспечению, по обеспечению нашего баланса... на них требуется как минимум три-пять лет», — отметил Чупрун.
Напомним, что в случае сокращения объема транзита газа из РФ Украина может заморозить две ветки своей ГТС. Об этом во время Ялтинской европейской стратегии заявил премьер-министр Украины Николай Азаров.
«Я задаю вопрос к Европейской комиссии, когда есть такая возможность, почему Украина должна нести все колоссальные затраты? Может, нам принять решение и законсервировать две ветки этого газопровода? Оставить 50 млрд? Это вполне достаточный объем прокачивания. Давайте вместе принимать решения на перспективу. Если эта система не нужна ни Европе, ни России, давайте также примем такое решение», — отметил Азаров.
Он добавил, что Украина сама не должна нести такие колоссальные затраты.
Об этом сообщил журналистам глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский.
«Словакия не имеет полной ясности и возможности для открытия реверсного потока в Украину без договоренностей с „Газпромом“, который поставляет этот газ», — сказал Томбинский.
Как считает эксперт по энергетическим вопросам Сергей Дяченко, срыв реверсных поставок словацкой стороной связан прежде всего с нежеланием Братиславы портить отношения с Москвой.
«Здесь имеет место противоречие интересов: с одной стороны, словаки, согласно европейскому законодательству, обязаны предоставить Украине мощности для прокачки газа, исходя из принципа свободного доступа, с другой же стороны, их связывает контракт с россиянами. Естественно, что российская сторона в этой ситуации крайне незаинтересована в поставках в Украину газа из Словакии, ведь этот газ будет составлять российскому топливу конкуренцию на нашем рынке», — подчеркнул наш собеседник.
А вот независимый эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский придерживается совершенно противоположной точки зрения в вопросе создания хаба на территории Украины. По его мнению, это практически нереально, так как может быть невыгодно самой Европе, не говоря о кардинальном несогласии России.
«„Газпром“ является ярым противником третьего энергопакета, действующего в Европе. Соответственно, если восточноевропейский хаб все-таки будет работать, то регулироваться его функционирование будет по правилам именно третьего энергопакета. Естественно, „Газпром“ не пойдет на такие договоренности. Это их принципиальная позиция», — подчеркнул эксперт.
Как ранее сообщал Inpress.ua, Украина в августе 2013 года импортировала со стороны Польши и Венгрии 244,2 млн куб. м природного газа, что на 9,4% меньше, чем в июле этого года.
Как сообщил «Укртрансгаз» в четверг, всего с начала года в газотранспортную систему Украины поступило 1,1 млрд куб. м природного газа из Европы.
Накануне в компании уточнили, что по итогам восьми месяцев импорт газа из России составил 15,3 млрд куб. м, что на 29% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. При этом в августе российский импорт вырос до 2,8 млрд куб. м с 2,2 млрд куб. м в июле.
Напомним, что национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» и немецкий газовый трейдер RWE Supply & Trading подписали соглашение о поставках газа в Украину и хранении газа в украинских подземных хранилищах. Об этом журналистам сообщил министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий.
«С RWE подписан новый договор в городе Эссен. Это произошло 5 сентября между НАК „Нафтогазом“ и компанией RWE. В нем предусмотрены вопросы как реализации, так и хранилища», — сказал Ставицкий.
«Я не буду вдаваться в коммерческую составляющую, потому что это коммерческая тайна. Хочу только сказать, что формула цены ниже, даже с учетом 100 долларов скидки на цену российского газа, которая дается за Черноморский флот», — сказал Ставицкий. При этом он не детализировал условия контракта.
Как сообщалось, в январе-июне текущего года Украина сократила импорт газа в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 35,6% — до 4,334 млрд долл.
В июне 2013 года Украина сократила импорт природного газа по сравнению с июнем 2012 года в 3,5 раза — до 383,803 млн долл. Напомним, большую долю импортируемого в Украину газа составляет газ, поставляемый из Российской Федерации.
О специфике и проблемах добычи и потребления сланцевого газа читайте в статье Евгения Морина «Сланцевый газ без истерик и прикрас».
Более подробно о попытках украинской власти снизить зависимость от российского газа читайте в статье Дениса Скворцова «Энергетическая безопасность по-украински: уголь, шельф и реверс».
О специфике сжиженного природного газа и о том, является ли он панацеей от российского газа читайте в статье Евгения Морина «Сжиженный газ не доплывет до нас».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.